Воспитательная система

Опубликовано Ноябрь 14th, 2011 Автор: spshkola3d. Отзывы (0).

В основу воспитательной работы школы положена концепция воспитательной деятельности, включающая в себя следующие приоритетные направления: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, правовое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, трудовое – профориентационное.
Воспитательная система школы строится в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Конвенцией о правах ребенка;
- Законом «Об образовании»;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Концепцией модернизации российского образования;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»»;
- Решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 23.11.1994 года «О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения».
Нормативно-правовой базой ВСШ являются:
- Концепция воспитательной системы школы;
- Программа воспитательной деятельности;
- Календарный план воспитательной работы на год.
Целью воспитательной работы школы является формирование общей культуры подростка, организация содержательного досуга, реабилитация и адаптация к жизни в обществе.
За последние годы педагогическим коллективом школы отрабатывались эффективные технологии воспитательной деятельности, развития школьного коллектива, органов самоуправления.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя:
- учебные занятия;
- внеурочную жизнь воспитанников;
- разнообразные виды внеучебной деятельности;
- общение за пределами школы, в социуме.

Содержание работы по направлениям.
Работая по гражданско-патриотическому направлению, особое значение отводится формированию гражданско-патриотического сознания учащихся, развития у них чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции, воспитание уважения к ветеранам Великой отечественной войны, героям России.
В период знаменательных дат, связанных с празднованием годовщин Победы советского народа в Великой отечественной войне, школа работала по отдельному плану, в который входили встречи с ветеранами, героями, благотворительные акции.
Особую роль для воспитания трудных подростков в этот период приобрела значимость таких мероприятий как:
- открытие экспозиции в конференцзале школы, посвященной военным событиям страны;
- изготовление открыток и подарков к празднику Героев Отечества;
- экскурсии в музей Героев России;
- встречи с ветеранами ВОВ Белоконь М.Н, и с Героем России Колыбабенским В.Н. – участником войны в Чечне и Афганистане;
- Вахты памяти, возложение цветов к памятникам героям ВОВ Черемушкинского района ЮЗАО;
- выступление учащихся перед ветеранами ОВД округа.
В результате, учащимися написаны сочинения «Моя семья в годы ВОВ», положено начало оформлению Книги Памяти ветеранов Великой Отечественной войны района Черёмушки.
По поручению ДО г. Москвы школой организован и проведен городской фестиваль военной песни «Споёмте, друзья!» с участием 11 спецшкол г. Москвы для ветеранов Великой Отечественной войны и тыла района Черёмушки и Котловка.
Создан видеофильм и оформлен постер о городе-герое Севастополе. Фильм о Севастополе награжден дипломом Департамента образования г.Москвы в номинации «Хроники морских сражений».
Одним из важных принципов воспитательной работы является сохранение традиций школы по организации общешкольных мероприятий и праздников, таких как: День Знаний, День Учителя, День Матери, Новогодняя сказка, День рождения школы – КВН между командами учителей, воспитателей, психологов, в каждую из которых входят учащиеся школы, спортивный праздник к Дню Защитника Отечества, товарищеские встречи по волейболу и футболу между учащимися и педагогами школы, Дни здоровья, День Победы, Последний звонок, субботники по благоустройству школьной территории, выставка детского творчества «Достижения года» и др.
Одна из концептуальных задач школы – формирование позитивного отношения к семейным ценностям. Вошли в систему работы семейные праздники: «День Матери», «Семейный Новый год», классные семейные огоньки в канун 8 марта и дней рождения учащихся, акции «Фотография из семейного альбома», «Пирог для мамы», выпуск стенных газет «Мамины руки», «Мама глазами ребенка», «Мамино сердце».
Организуются экскурсии разной направленности: учебные (на предприятия города); познавательные (по историческим местам Москвы и Подмосковья, в библиотеки), профориентационные (в колледжи и предприятия города); игровые (выставки творчества с возможностью участия детей в конкурсах), поощрительные (по итогам «Приза директора»), выходы на концертные площадки, в Государственную филармонию, в театры, музеи.
За последние 4 года отмечается возросший интерес учащихся к общешкольным мероприятиям, проводимым в школе.
Сравнивая результаты последних трех лет отмечается, что на 7% увеличилось количество общешкольных мероприятий. Учащихся, активно принимавших участие в общешкольных мероприятиях возросло на 7%. Положительная динамика связана с возросшим уровнем роста личностных качеств подростков, понимания ими значимости проводимых мероприятий, своевременно оказываемой помощи и мотивации учащихся к деятельности со стороны воспитателей.
Физическая культура составляет важную часть оздоровительной и воспитательной работы. В тесном сотрудничестве с медицинскими работниками школы решается задача просветительской работы с учащимися. Проводятся профилактические беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков, личной гигиене. Темы классных часов, лекций, бесед, встреч, выбираются с целью пропаганды здорового образа жизни.
Участники секции туризма провели за последний период более 15 однодневных и двухдневных походов , участвовали в турслете скаутов Москвы. Приняли активное участие в окружных мероприятиях: Большой Георгиевской игре, празднике «День пожилого человека», проводили волонтерскую работу в храме Ясенево вместе с общественной организацией «Скауты столицы».
В результате возросшего интереса учащихся к спортивно-оздоровительным мероприятиям, сборная команда школы неоднократно становилась призером Спартакиады школьников среди спецшкол города, заняла 2 место в спортивной эстафете городского слета, проходившем в лагере «Патриот» в 2009-10 уч.г., 3 место в окружном туристическом слете «Заколдованный лес», 2 место по мини-футболу в 2011-12 уч.г.

Организация работы ученического соуправления.
В связи с особенностями личностного развития и социального статуса подростков, поступающих в школу, работа по созданию ученического самоуправления весьма затруднена, поскольку для детей с девиантными формами поведения зачастую стереотипом является неформальный лидер, как правило, негативно влияющий на них, с точки зрения педагогики. В первые годы работы школы ученические группы трудно складывались в коллектив, состав актива был непостоянным. Лидеры часто менялись по разным причинам, в основном потому, что «дедовщина» в школе резко пресекалась. Воспитательным подразделением была проведена значительная работа с учащимися по подбору и воспитанию лидеров из числа успешных, самостоятельных и уважаемых школьников.
Основными задачами работы ученического самоуправления являются:
- предоставление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышение его общественного и личного статуса;
- формирование культуры межличностных отношений в совместной деятельности;
- воспитание чувства честного партнерства;
- оказание помощи в организации дежурств по школе.
Основным органом ученического соуправления является Совет старшеклассников, ежегодно избираемый учащимися и педагогами из числа учащихся 8-11 классов. Совет старшеклассников работает по утвержденному плану работы. Периодичность заседаний Совета старшеклассников – 1 раз в месяц, решения которого вывешиваются на стенде «Управляем сами» и оглашаются на общешкольных линейках.
При участии Совета старшеклассников школы разработаны:
- Положение об ученическом самоуправлении;
- Положение «О соревновании на лучшую класс-группу и самого активного учащегося школы», которое активизирует общественную деятельность учащихся и участие их в общешкольных мероприятиях. Классный коллектив участвует в общешкольном соревновании за вымпел «Лучшая класс-группа» по итогам месяца и за переходящий кубок по итогам четверти. Согласно Положению о соревновании каждый член классного коллектива имеет право участвовать в личном соревновании как самый активный участник общешкольных мероприятий за приз по итогам года.
Совет старшеклассников самостоятельно подводит ежемесячные, четвертные и годовые итоги соревнования, учитывая следующие критерии: итоги по классному дисциплинарному дневнику с отметками учителей-предметников; участие класса-группы в общешкольных мероприятиях, отрицательные очки за несоблюдение Правил поведения учащихся.
Одной из традиций школы стало проведение в школе дней самоуправления, организуемые Советом старшеклассников.
В школе создана своя атрибутика: Герб, Гимн.Ведется летопись школы, Книга выпускника.
В классах-группах созданы первичные органы самоуправления.
Каждая группа имеет свое название и девиз. Актив класса оформляет и ведет классный уголок, участвует в работе Совета старшеклассников. Стало традицией в начале учебного года проводить презентацию классных коллективов.
О результативности работы органов ученического самоуправления говорят данные анкетирования, проведенного среди учащихся школы. 57,3% учащихся отмечают влияние Совета старшеклассников на организацию внеурочных мероприятий в школе; 42% опрошенных говорят о работе Совета по поддержанию дисциплины и порядка в школе. При этом, к сожалению, только 23% учащихся чувствуют ответственность за организацию и проведения КТД школы.

Наличие в образовательном учреждении оценки состояния воспитательной работы с обучающимися.
Одним из показателей состояния воспитательной работы школы может являться уровень воспитанности учащихся. Он определяется на основании оценок педагогов и родителей о состоянии и результатах воспитательной работы в образовательном учреждении. Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, средний, низкий.
В школе для определения уровня воспитанности используется методика, разработанная совместно с психологами школы, в которой в качестве ориентира для характеристики воспитанности школьников, выбран ряд отношений к таким важным ценностям как: любовь к Отечеству, правовая культура, бережливость, культура поведения, здоровый образ жизни, отношение к природе, красивое в моей жизни, отношение к труду и обществу и т. д.
Процедура мониторинга уровня воспитанности проводится на протяжении нескольких лет и как показывают данные мониторинга, уровень воспитанности выпускников школы соответствует среднему.
На основе проведенного мониторинга воспитательного процесса актуальными проблемами воспитания на данный период остаются:
1. Недостаточный уровень воспитанности учащихся в связи с большим количеством детей с асоциальной направленностью.
2. Низкий уровень воспитательного потенциала семей учащихся.
3. Трудности в реализации технологии школьного самоуправления.
Учитывая вышесказанное, педагогический коллектив намечает перспективы развития воспитательной системы школы, а именно:
1. Осуществлять планирование воспитательной работы школы на основе интеграции общего, дополнительного образования и внеурочной деятельности всех служб школы с учетом индивидуальных программ развития учащихся.
2. Усовершенствовать систему проведения диагностики в режиме мониторинга с неизменными критериями и методиками для качественного изучения воспитательного процесса.
3. Активизировать работу Совета старшеклассников по организации общешкольных мероприятий, проведению утренней гимнастики, дежурству по школе, контролю итогов соревнования.
4. Активнее привлекать родителей учащихся к общественной жизни школы, повышать воспитательный потенциал семьи.

Comments are closed.