Бочкова Е.Н. “Урок музыки и трудные дети”

Опубликовано Апрель 6th, 2011 Автор: spshkola3d. Отзывы (0).

Урок музыки и трудные дети, на первый взгляд, понятия несовместимые, близкие к «гремучей смеси». В обычных школах этот урок воспринимается как наиболее благополучный предмет, как урок – отдых, поскольку в отличие от других уроков, музыка не сочетается с учебными неудачами. Музыка – это предмет, который затрагивает сферу эмоционального познания мира, сферу сопереживаний. А ведь именно эти сферы у наших детей развиваются искаженно, большая часть из них никогда не сталкивалась с миром прекрасного. И, может быть, на уроках музыки они впервые встречаются с миром добра и света, который всегда несла людям музыка, особенно классическая.

Четыре года назад я пришла в эту школу, практически не зная контингент учащихся, не представляя, с чем столкнусь, начав знакомить ребят с произведениями лучших композиторов и учить их петь. Первое время вспоминается как кошмар. Дети приходили поразвлекаться, приносили кассеты со своей музыкой, не сидели за партами, а если и садились, то разваливались как на диване. О дисциплине не было и речи.

Прежде всего, мне необходимо было наладить контакт с ними. Начинать надо было именно с этого. Работала интуиция, человеческий и учительский азарт, желание «пробудить» этих детей, практически не знающих радостей детства. Музыка, которую они знали и слушали во дворе, не всегда несла светлые и позитивные эмоции. Я шла на компромисс: ставили их кассеты, слушали их музыку, и лишь пять минут оставалось на «мою», классическую музыку. Просила их рассказывать о музыке, которую они приносят. Важно было пробудить их активность и наладить с ними диалог.

В какой-то момент я почувствовала, что мне это удалось. Все больше и больше времени я могла уделять программным материалам, классической музыке. Но даже когда ребята привыкли сидеть за партами, когда урок стал уроком, они не сразу стали воспринимать классику.

Что касается пения, то сначала мы пели песни по их выбору, В основном это были популярные эстрадные и авторские песни, несложные по мелодии. У ребят формировалось восприятие, песни несли свою энергетику и настроение.

К концу первого учебного года картина кардинально поменялась. Мы научились отличать Чайковского от Чуковского! Теперь я чувствовала себя хозяйкой, устанавливала правила. Урок стал полноценным, соответствовал всем требованиям и этапам, а главное – я ощущала контакт с учениками, видела, как в процессе урока снимается нервное напряжение и светлеют глаза. Мы стали слушать больше музыки, у многих появились любимые композиторы, а главное – появилась возможность самовыражения, особенно в пении.

Хоровое пение – это коллективное действие, а к нему они не привыкли. Петь сольно они чаще всего стесняются, а хор объединяет, делает детей успешными, ведь за спиной у каждого из них – огромный груз неудач. В хоре даже самый слабый голос приобретает силу, появляется чувство ответственности перед самим собой и другими. Дети чувствуют свою ценность, я бы даже сказала – уникальность. Они постоянно слышат от меня: «… если Тебя не будет, то не будет хора…». Они учатся выходить на сцену, смотреть на себя как бы со стороны, учатся аплодировать и привыкают к аплодисментам.

Конечно, нам еще очень далеко до песенно-хоровых высот, часто ребята поют громко, открытым звуком, но зато… Как! С каким удовольствием, настроением! Глаза «горят»…

Помимо чисто психологического фактора существует и социально-воспитательный эффект уроков музыки. В учебной программе стоит тема «Военные песни и марши». Здесь очень важно, что дети сами, без лекций и нотаций, учатся гордиться и любить свое Отечество, чувствуют себя причастными к жизни страны. Сама музыка и тексты песен помогают воспитывать личность наших детей, учат дружбе, любви к Родине, родителям, школе.

Есть моменты, и для меня их немного, когда меня «дрожь пробирает» во время их пения и выражения чувств. Ведь я знаю, как они грубы, неумелы и конфликтны. Настоящим подарком для меня стал День самоуправления, когда несколько учеников захотели стать учителем музыки! Ребята сами подбирали материал, строили занятие и дирижировали классным хором.

Теперь, по-прошествии четырех лет, я иногда даже забываю, в какой школе я работаю. И когда я вспоминаю, Кто передо мной стоит и поет, я на многие вещи смотрю по-другому.

Comments are closed.