История спецшколы №3

Опубликовано Ноябрь 10th, 2011 Автор: spshkola3d. Отзывы (0).

Специальная общеобразовательная школа №3 ЮЗАО, принципиально новое образовательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением открытого типа, во главе с первым директором, Заслуженным учителем РФ, Куликовой Еленой Федоровной открылась в ноябре 2002 года.
Она создана на основании Приказа Московского комитета образования от 23.08.2002г. № 696 и соответствует Типовому положению об учебно-воспитательном учреждении открытого вида для детей и подростков с девиантным поведением (пост. РФ от 25.04.95 № 420).
На обучение в спецшколу «направляются по решению Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав дети и подростки: а) с устойчивым противоправным поведением; б) подвергшиеся любым формам психологического насилия; в) отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения; в) испытывающие трудности в общении с родителями». А ее цели и задачи состоят в обеспечении психологической, медицинской и социальной реабилитации воспитанников, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создании условий для получения ими основного общего образования.
Обучение осуществляется по программам основого общего и полного общего образования (5-11 классы). Учебно-воспитательный процесс и режим строятся с учетом следующих особенностей:
- наполняемость классов 8-10 человек;
- школа полного дня;
- индивидуальное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся;
- расширенное штатное расписание: введены должности врача, психоневролога, учителя-дефектолога, увеличено количество ставок психологов и социальных педагогов.
В первом учебном году (2002-2003 гг.) разработана концепция школы, определены методологические принципы образовательной политики на базе гуманистической педагогики. Ключевой идеей стал девиз: «Принять, понять, помочь».
Непосредственно занятия начались 13 января 2003 года. За парты сели первые 17 человек. А к началу 2003-2004 учебного года их насчитывалось уже более 40.
В январе 2004 года получена лицензия на право осуществления основного общего образования учащихся в количестве 50 человек.
В 2004-2005 учебном году в структуру школы введены социальная, психологическая и медицинская службы, начали работу школьная психолого-медико-педагогическая комиссия и консилиум.
В этот же период:
* Отрабатываются механизмы взаимодействия с правозащитными и правоохранительными органами и организациями Юго-Западного АО, окружным психологическим центром «Юго-Запад», центрами дополнительного образования.
* Собственная модель психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с проблемами в поведении и социализации, имеющая практическое применение, удостоилась диплома лауреата на конкурсе «Грант Москвы в области наук и технологий в сфере образования».
* Положено начало постоянно действующему семинару по повышению психологической компетентности, мастер-классам, открытым урокам, педагогическим конференциям. Для работы с педагогами привлекаются высококвалифицированные специалисты: доктора наук Забрамная С.Д.(МГПУ), Решетова З.А. (МГУ), Ямбург Е.А.(РАО), Заваденко Н.Н. (МГМИ); кандидаты наук Нечаева С.Л. (МИОО), Зарецкий В.К. (МГППИ), Лидерс А.Г.(МГУ) и др.
* Открылась первая школьная выставка лучших работ учащихся «ДОСТИЖЕНИЯ»
В 2005 -2006 учебный год спецшкола получила Государственную аккредитацию на право образовательной деятельности по программам общего образования, и Государственную аккредитацию на право образовательной деятельности по программам общего (полного) образования и дополнительного образования по художественно-эстетическому, физическо-спортивному, научно-техническому направлениям.
В тот же период:
* Школа включена в окружную программу «Школа, содействующая здоровью».
* Открылся психологический Родительский клуб «За чашкой чая», который в последствии перерос в Семейный клуб «За чашкой чая».
* Создан институт классных воспитателей, благодаря которому учащиеся весь день находятся под опекой и контролем закрепленных за классами-группами педагогов.
* Начали действовать «Единые педагогические требования по взаимодействию с обучающимися на уроках и внеклассных занятиях в случаях экстремальных ситуаций».
* Разработан Социальный договор с родителями, устанавливающий порядок взаимоотношений со спецшколой.
* Введено новое структурное подразделение «Центр, содействия укреплению здоровья учащихся»
* На базе школы открыт Пост инспектора ОВД р-на Черемушки по делам несовершеннолетних.
В 2006-2007 учебный год открыта Городская экспериментальная площадка по теме «Повышение воспитательного потенциала неблагополучной семьи». Головной организацией выступила кафедра возрастной психологии МГУ им М.В. Ломоносова под руководством Лидерс А.Г., канд. психолог. наук. В рамках эксперимента получена экспертная оценка уровня благополучия семей учащихся, выполненная под руководством кандидата социологических наук Дементьевой И.Ф. Семьи учащихся были ранжированы по сочетанному (ведущему и повторяющемуся) фактору благополучия.
2007-2010 учебные годы:
* В 2007 году директором Спецшколы №3 назначается Куликова Наталья Юрьевна.
* В рамках сетевой ГЭП разрабатывается тема: « Эффективная модель системы образования обучающихся с проблемами в поведении и социализации» (головная организация – МИОО, научный руководитель канд. педагогических наук Нечаева С.Л.).
В 2010-2011 учебный год проводится экспериментальная работа по теме: «Профильное обучение детей с проблемами в поведении и социализации».
В тот же период:
* Утверждается на педсовете Программа развития школы «Спецшкола – шанс для юных москвичей обрести новые жизненные ценности» и ее тема: «Создание образовательно-реабилитационной среды, способствующей успешной социализации воспитанника спецшколы, его жизненному и профессиональному самоопределению».
* Получена государственная Лицензия на право медицинской деятельности.
Опыт работы сотрудников спецшколы №3 был представлен на Коллегии Департамента образования г. Москвы, на трех городских научно-практических конференциях, на десяти научно-практических семинарах, а так же в Учительской газете.
Научно-практические семинары, круглые столв на базе школы, прошедшие в период с 2005 по 2011 год
Семинары:
- «Эффективная модель индивидуального, социально- психолого- педагогического сопровождения процесса образования воспитанников специальных общеобразовательных школ». Руководитель семинара НечаеваС.Л., к. пед. наук, МИОО;
- «Проектирование как вид учебной деятельности. Ролевые игры как творческие групповые проекты» (Руководитель семинара Мачехина О.Н., к. пед. наук, МГОПУ им. М.А. Шолохова).
- «Психологические особенности обучения детей со школьной дезадаптацией» (Руководитель семинара Зарецкий К.В., к. психол. наук, преподаватель МГППУ).
Тематические семинары:
- «Компетентностный подход в обучении» (Руководитель Куликова Е.Ф. Заслуженный учитель РФ, руководитель ГЭП спецшколы №3).
- «Особенности развития высших физических функций и факторы школьной дезадаптации у детей» (Руководитель Айрапетянц В.А., к. мед. наук, нейропсихолог ЦПМСС «Юго- Запад»).
- «Разбор урока с использованием рефлексивно-деятельностного подхода» (Мастер–класс Зарецкого В.К.).
Круглые столы:
- «Работа по формированию компетентности в процессе обучения»
- «Модернизация образовательного процесса: возможности школы»;
- «Новое качество образования. В чём оно заключается».
- “Воспитание детей без жестокости и насилия”.

Comments are closed.