Отчет о результатах образовательной деятельности за 2010-2011

1. Результаты образовательного процесса в сравнении с предыдущим годом
<Таблица 1>
2. Целью образовательной программы в 2010-2011 учебном году было достижение нового качества образования, выбор педагогических технологий, помогающих выработке социальных компетенций у обучающихся, создание бесконфликтной среды жизнедеятельности участников образовательного процесса.
Образовательная политика школы в 2010-2011 учебном году определялась стратегическими направлениями и задачами, поставленными Образовательной программой школы на текущий и последующие периоды, а именно:
- построение модели предпрофильного и профильного образования обучающихся с проблемами в поведении и социализации в рамках личностно-ориентированного и компетентностно-деятельностного подходов с включением компонента их психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;
- модификация учебно-воспитательных планов с учетом особенностей психофизического и социального статуса обучающихся;
- оптимизация образовательной среды за счет введения инновационных продуктов экспериментальной деятельности школы;
- интенсификация образовательного процесса в связи с введением в его содержание реабилитационного компонента;
- повышение уровня управления и контроля за учебно-воспитательным процессом; качества образования обучающихся;
- расширение потенциала педагогических кадров;
- повышение роли родителей в воспитании детей, обеспечение их информацией и знаниями в области семейного воспитания.
- обеспечение условий для инновационной деятельности педагогов;

3. Инновационная деятельность, как условие продуктивного развития школы
Педагогический коллектив школы в прошедшем учебном году продолжил работу по изучению и выработке методологических и инновационных подходов к обучению и воспитанию особых детей.
Инновационные программы школы:
- «Эффективная модель системы образования обучающихся с проблемами в поведении и социализации». В структуре модели разработана технология индивидуального психолого- педагогического и медико-социального сопровождения учеников («Лист наблюдений»,«Сводная характеристика проблем обучающихся», перечень критериев для оценивания степени неблагополучия подростка, обучающегося в школе, тактики и стратегии коррекционно-реабилитационной работы для всех специалистов и т. д.);
- «Коррекционно-реабилитационная педагогика в учебно-воспитательном процессе». Совместные проекты учителей с психологами по темам:
- «Психологические технологии взаимодействия учителя с учеником как эффективный способ поддержки слабоуспевающих учащихся на уроках математики» (Еремина Л.Б.-Зарецкий Ю.В.);
- «Игра как метод усвоения темы «Символы химических элементов» ( Кунаев М.Г. – Зарецкий Ю.В.);
- «Использование игровых технологий при изучении тем «Электролитическая диссоциация» и «Уравнения химических реакций» ( Кунаев М.Г. – Зарецкий Ю.В.);
- «Приемы психопрофилактики эмоционального напряжения (стрессов, срывов) учащихся на уроках» (Пряжникова И.Л.- Зарецкий Ю.В.)
- Комплексная программа профессиональной и жизненной ориентации «Жизненные планы»;
- Семейный клуб «За чашкой чая»;
- «Предпрофильное и профильное образование детей и подростков с проблемами в поведении и социализации в условиях специальной общеобразовательной школы открытого вида»
Опыт работы спецшколы был представлен на Городских научно-практическом семинарах (март и ноябрь 2011 год). А так же в публикациях в сборниках ДО г. Москвы: МИОО «Система образования для детей с проблемами в поведении и социализации», «Повышение качества профессиональной компетенции педагогов в духовно-нравственном и гражданском становлении личности»; «Социально-психологическая помощь несовершеннолетним с девиантным поведением», «Здоровье и образование» №84 ОМЦ ЮЗОУО. Опубликовано более 50 статей педагогов и специалистов школы. Два сотрудника школы защитили кандидатские диссертации на звание: учитель Пронина Р.В.- кандидат пед. наук, педагог-психолог Минеева О.А.- кандидат психолог.наук.
Школа является стажировочной площадкой для студентов РГСУ им. Шолохова и для молодых специалистов УУМС МС МГППУ.

4. Организационно-управленческая работа
Создание и совершенствование условий для организации учебно-воспитательного процесса:
Нормативно- правовая база:
- Школа прошла государственную аккредитацию. В результате экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов, получен государственный аккредитационный статус: по типу – специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением; по виду – специальная общеобразовательная школа.
- созданы дополнительные локальные акты регламентирующие деятельность образовательного учреждения по организации и проведению ГИА, по укреплению дисциплины обучающихся, по структуре учреждения и системе самоуправления.
- разработана новая концепция Программы развития спецшколы «Создание образовательно-реабилитационной среды, способствующей успешной социализации воспитанника спецшколы, его жизненному и профессиональному самоопределению»
Материально-техническая база:
- более чем на 50% улучшена материально-техническая оснащенность учебного- воспитательного процесса: ТСО, медиа-комплекты, оборудование для актового зала, библиотеки и т.д. (подробней в справке по самообследованию);
- произведен ремонт
Организационные мероприятия:
- 2 городских мероприятия: городской круглый стол по теме «Система профилактической и социально-реабилитационной работы с учащимися «группы риска» по употреблению ПАВ”; Городской круглый стол «Дети без насилия и жестокости»,
2 окружных мероприятия: Дни открытых дверей
Заключены договора о взаимодействии с организациями и учреждениями по реализации образовательных задач со следующими учреждениями и организациями: КДН и ЗП,ОДН ОВД Юго-Западного округа, детской поликлиникой № 69 (диспансеризация, прививки, санпросветработа) детской психиатрической больницей № 6 г.Москвы (консультирование кадров: врачей, педагогов, психологов, госпитализация, амбулаторное лечение по показаниям), детским наркологическим стационаром «Квартал» при ПНД № 12 ЮЗАО (работа с обучающимися по профилактике употребления ПАВ, тренинги, дискуссии, госпитализация), Центром ПМСС «Юго-Запад» – договор (комплексная программы: тренинги, учеба педколлектива, коррекционные занятия с обучающимися ), кафедрой возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Институтом социологии РАН, Центром внешкольной работы «Патриот» (участие в военно-патриотических мероприятиях, выделение мест в летний спортивно-оздоровительный лагерь).

5. Анализ кадрового состава
Образовательный процесс в школе осуществляли 37 педагогов. Укомплектованность кадрами составляет 97,3%. Педагогический коллектив школы стабилен, , имеет достаточно высокую квалификацию и большой опыт работы.
<Таблица 2 – Кадровый потенциал>
В 2010-2011 учебном году сотрудники школы продолжили курсовую подготовку в МИОО на кафедре открытых образовательных технологий по специальности по теме: «Педагогическая технология Педагогические мастерские».

6. Учебно-воспитательная деятельность
В 2010-2011 учебном году функционировало 6 классов ( 6А 7А 8А 8Б 9А 10А). На начало года в школе обучалось 41 учащихся, на конец учебного года – 53 обучающихся. На индивидуальном (домашнем) обучении находилось 3 учащихся. В течение учебного года выбыло 2 человека.Школа работает в режиме «Школа полного дня» и по 6-дневной учебной неделе. Режим работы школы обеспечивается с учетом продолжительности пребывания детей в школе, регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, внеурочной деятельности и дополнительного образования.
<Таблица 3 – движение контингента школы>
Коллектив работал над единой методической темой: «Развитие профессиональной компетентности педагогов как ресурс инновационной деятельности образовательного учреждения». Работало три методических объединения, Тема разрабатывалась в различной формах: семинары, дискуссии, круглые столы, взаимопосещение уроков и т.д. Проведено 11 педагогических советов, из них – 5 тематических- 2-в интерактивном режиме.
Значительно возросла активность учителей, их стремление к творчеству. Отмечается совместная работа учителей с психологами по повышению качества работы со слабоуспевающими учащимися.
Использование ИКТ в учебном процессе становится нормой жизни школы. В школе работает компьютерный класс, установлена компьютерная и видеотехника в кабинете биологии (учитель Кунаев М.Г.), компьютеры имеются и используются учителями в учебном процессе по математике (учителя Пряжникова И.Л., Еремина Л.Б.), физике (учитель Колодезных О.В.), русскому языку (учитель Быковская В.П.), по истории (учитель Седин А.Б.), музыке, МХК (учитель Бочкова Е.Н.), технологии (учитель Пронина Р.В.).
Учебный план разработан на основе нормативно-правовой базы с учётом нормативно-правовых оснований, направлен на реализацию целей и задач школы. Содержание и логика построения учебного плана среднего (полного) общего образования школы ориентированы на выполнение базового компонента и ведение школьного компонента, который используется на расширение количества часов по учебным предметам базового уровня, на организацию внеурочных занятий для ликвидации пробелов в знаниях, на проектную деятельность, коррекционно-развивающие занятия. Учебный план школы обеспечен необходимым программно- методическим комплексам на 100%.
В 2011-2010 учебном году в соответствии Положением о внутришкольном контроле проведена значительная работа по организации внутришкольного контроля за исполнением требований государственных образовательных стандартов. По результатам текущего контроля как внутреннего, так и внешнего (по городским и окружным диагностическим срезам знаний) отслеживались выполнение программных задач, динамика обученности учащихся, планировались коррекция деятельности учителя и ученика в учебном процессе.
В прошедшем учебном году в школе прошла плановая выездная проверка управления по контролю и надзору в сфере образования Департамента образования города Москвы требований государственных образовательных стандартов основного общего образования. Был выявлен недостаточный уровень качества образования по русскому языку и математике учеников 9-х классов. Во исполнение Предписания ДО образования города Москвы от 18.11.2010 года № 01-08-1263/10 издан приказом по школе от 19 ноября 2010года № 65 « О мерах по устранению выявленных нарушений требований государственного образовательного стандарта основного общего образования», в соответствии с которым были разработаны мероприятия по улучшению качества знаний учащихся всеми службами школы, включая психологическую, социально-педагогическую, медицинскую, проведена значительная работа по повышению профессионального уровня педагогов, в том числе и при участии ЮЗОУО, ОМЦ ЮЗОУО, научных сотрудников МГППУ. Проведен педагогический совет 28.12.2010 по теме «Развитие многомерного образовательного пространства, способствующего повышению качества учебно-воспитательного процесса», состоялся семинар и мастер-класс по теме: «Использование психологических дидактик в процессе проведения урока» с участием методиста ОМЦ ЮЗАО Кузнецовой Т.В. и сотрудника лаборатории МГППУ Зарецкого Ю.В.
В результате проведенной работы наблюдается положительная динамика качества образования. Итоговый результат мониторинга: с заданиями базового уровня, соответствующие требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку справляется 87% обучающихся, качество обучения достигло 13%; с заданиями базового уровня, соответствующие требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике справляются 88% обучающихся, качество обучения достигло 12%.
Минувший 2010-2011 учебный год педагогический коллектив школы завершил следующими показателями своей деятельности:
<Таблица 4 – Динамика успеваемости и качества знаний>
Из таблицы видно, что показатели базового уровня освоения программы в 2010-2011 учебном году остались на том же уровне. Показатель качества обучения снизился до 2%. так как учащийся 10а класса (Шарапов С.) в связи с лишением свободы. Общая успеваемость по школе составила – 98%, ( не успевает 1 чел. – 2%). Качество обучения (количество, успевающих на 4 и 5) – 2%.
<Таблица 5 – Итоги государственных экзаменов>
Мы видим, что качество обученности учащихся как по алгебре, так и по русскому языку в 2010-2011 учебном году снизилась в сра внении с предыдущим годом – по алгебре на 17%, по русскому языку на 11%.
Выводы:
1.Учебный план выполнен. Программа пройдена. Наблюдается положительная динамика в решении вопроса неуспеваемости.
2. Практически все намеченные мероприятия выполнены.
Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив школы на 2010-2011 учебный год.
3. Выросла активность учителей, их стремление к творчеству. В ходе предметных недель учителя проявили хорошие организаторские способности, разнообразные формы их проведения вызвали интерес у учащихся, которые участвовали в мероприятиях школы, требующих определённого интеллектуального уровня.

7. Воспитательная, внеучебная работа
Внеучебная работа организуется в режиме полного дня с 08.30 до 19.00 В основу воспитательной работы школы положена концепция воспитательной деятельности, включающая в себя следующие приоритетные направления: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, правовое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, трудовое – профориентационное.
Анализ вне учебной деятельности выявил, что все общешкольные воспитательные дела были подготовлены, организованы и проведены продуктивно, о чем можно судить по результатам анкетирования. Каждый из обучающихся в итоговом анкетировании отметил, что школьные мероприятия были запоминающимися, интересными, разнообразными, состязательными, полезными. Отмечается возросший интерес учащихся к общешкольным мероприятиям. 83%; от общего количества учащихся приняли участие в праздниках,75% – в экскурсиях.
<Таблица 6 – общее количество мероприятий и участие в них детей>
Проводится работа по повышению эффективности ученического самоуправления. В классах-группах создаются первичные органы самоуправления: избирается ученический актив, ведется работа с неформальными лидерами. Каждая группа имеет свою эмблему, девиз, проводит презентацию классных коллективов.
Совет старшеклассников в прошедшем году провел работу по организации, проведению и анализу общешкольных мероприятий, шефству над вновь поступившими в школу учащимися, поддержанию дисциплины и порядка в школе, подведению итогов соревнования классов-групп и личного соревнования учащихся школы, провел День ученического самоуправления в октябре и марте, участвовал в организации спортивных соревнований между учащимися и педагогами и традиционного КВН, посвященного Дню рождения школы. Ведется летопись школы, Книга выпускника.
Совет старшеклассников участвует в проведении соревнования между классами-группами за Главный приз, «Директорский приз», за Кубок «Лучший ученик». Формами поощрения лучших учащихся и групп- победителей являются благодарности, письма родителям, грамоты, переходящие призы, поощрительные внеплановые экскурсии. По итогам анкетирования, проведенного среди учащихся школы 57,3% из них отмечают положительное влияние Совета старшеклассников на организацию внеурочных мероприятий в школе; 42% опрошенных – на поддержание дисциплины и порядка в школе.
В воспитательной работе уделялось большое внимание включению родителей и их законных представителей во внеклассные мероприятия. Вместе со своими детьми они участвовали в праздниках: «День Матери», «Семейный Новый год», классные семейные огоньки в канун 8 марта и дней рождения учащихся, акции «Фотография из семейного альбома», «Пирог для мамы», выпуск стенных газет «Мамины руки», «Мама глазами ребенка», «Мамино сердце».
Работа клуба «Давай поговорим». Проведены мероприятия:
- игра-диспут «Гигиена»;
- программа «Династия» (День Учителя);
- игра-рассуждение «Ситуация и я» (совместно с клубом «Киношок»);
- «А не погадать ли нам?» (рождественские посиделки);
- Дискуссия «Поговорим о толерантности» (совместно с «Киношоком»);
- «Несколько слов о войне»;
- «Мир вокруг нас. Португалия»;
- Игра-беседа «История покорения космоса»
Большое внимание в прошедшем году было уделено формированию здорового образа жизни, привлечению учащихся к активным физкультурно-оздоровительным мероприятиям. Это- проведение классных часов, просмотр видеофильмов, обсуждение статей из журналов и газет, совместные беседы с врачом – наркологом о вреде алкоголя, курения, ПАВ на темы «Курение — коварная ловушка», «Наркотики — не моя тема», «Мифы и правда об алкоголе», «Полезная еда». организация ежедневных утренних разминок, которые проводили сами учащиеся под музыкальное сопровождение; спортивные праздники, выездные Дни здоровья, туристические походы по Подмосковью, участие команды в городском военно-спортивном слете на базе лагеря «Патриот», по результатам которого команда школы «Катюша» заняла 4 место в военно-прикладной эстафете и награждена грамотами Департамента образования г. Москвы;
В прошедшем году значительно улучшилась совместная работа воспитателей с социальным подразделением:
- активное участие детей во встречах с представителями «Дети улиц» и ДЦДк «Коньково» по профилактики здорового образа жизни. Наиболее интересными формами оказались интерактивные игры-рассуждения, тренинги и практическое занятие «Сумасшедшая наука» с демонстрацией опытов.
- приняли участие в работе Семейного родительского клуба, проведены практические занятия с родителями по поделкам- подаркам к новогодним праздникам, и рекомендациям по совместным мероприятиям с детьми в каникулы;
- участие в работе по профориентации учащихся 9а кл, программе «Жизненные ценности», выезды Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский», профессиональные колледжи ЮЗАО.
- осуществлена работа над проектом «Семейные ценности» с учащимися 7а кл., воспитатель Соловьева Н.Г., совместно с семейным психологом Минеевой О. А.
Одним из показателей состояния воспитательной работы школы является уровень воспитанности учащихся. Он определяется на основании оценок педагогов и родителей о состоянии и результатах воспитательной работы в образовательном учреждении. В школе для определения уровня воспитанности используется методика Н.П. Капустина, в которой в качестве ориентира для характеристики воспитанности школьников, выбран ряд отношений к таким важным ценностям как: любовь к Отечеству, правовая культура, бережливость, культура поведения, здоровый образ жизни, отношение к природе, красивое в моей жизни, отношение к труду и обществу и т. д.
Процедура мониторинга уровня воспитанности проводится на протяжении нескольких лет и как показывают данные мониторинга, уровень воспитанности выпускников школы соответствует среднему.
<Таблица 7 – уровень воспитанности учащихся школы за 2 полугодие 2010-2011>

8. Реализация программ дополнительного образования
Дополнительным образованием в школе охвачено 92% воспитанников. Характеристика учебно-воспитательного процесса:
Всего групп: 31
Из них: 1 года обучения – 12; 2 года обучения – 15; 3 года обучения и более – 4.
<Таблица 8 – Детские коллективы>
Деятельность творческих объединений школы осуществлялась по следующим направленностям: художественно-эстетическая, научно-техническая, физкультурно-спортивная. Работа в блоке ДО осуществляется по адаптированным комплексным программам, дополнительного образования, утвержденным педагогическим советом школы и рекомендованным к использованию ОМЦ ЮЗОУО.
<Таблица 9 – Статистический анализ охвата детей дополнительным образованием>
Вывод: процент охвата количества обучающихся в блоке ДО увеличился. Количество школьных объединений уменьшилось до 7 в связи с уменьшением контингента обучающихся.
В прошедшем учебном году школа осуществляла творческие контакты:
- с Московской государственной филармонией: проведено 4 концерта на базе школы;
- с Домом пионеров и школьников «Севастополец»: участвовали в военно-патриотических мероприятиях, посещали Музей Российского морфлота IIОткрытый фестиваль Детского творчества «Арт – остров Детства»
Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» ЮЗАО;
- с ГУ МЦ «Дети Улиц» – Конкурс детских творческих работ «Мир в радуге профессий», проходящем под девизом «50-лет первого полета Ю.А. Гагарина; Смотр – конкурс проектно-творческих проектов «Фестиваль прфессий»; II окружной смотр-конкурс проектно-творческих работ учащихся «Мастерство в профессии» (техническое и прикладное)
- Организована и проведена школьная выставка «Достижения года».
Результаты образовательного процесса:
Наиболее распространённые формы оценки результатов обучения по программам: мониторинг, конкурсы, соревнования, фестивали.
<Таблица 10 – победители>
<Таблица 11 – победители по уровням>
<Таблица 12 – Участие во Всероссийском конкурсе изобразительного и декоративно-прикладного творчества>
<Таблица 13 – Участие в городских конкурсах>
<Таблица 14 – Участие в окружных конкурсах>

9. Анализ работы социальной службы школы в 2010-2011 уч.г.
Особенностью работы подразделения в прошедшем году является более тесное взаимодействие с другими подразделениями школы.
Совместно с воспитательным подразделением организовано закрепление социальных педагогов за определенным классом. Классные воспитатели во взаимодействии с социльными педагогами стали более эффективно работать с учащимися и родителями по выполнению ими режима работы школы и правил поведения, стало более тесно осуществляться сотрудничество с КДН и ОВД.
Совместно с психологической службой проводятся диагностические замеры изменений социального и психофизического состояния детей и подростков. Работа по профилактике правонарушений, асоциальных проступков, употребления алкогольных и психоактивных веществ проводится по единому плану, с привлечением всех служб школы: классные часы в группах; лекции специалистов различных организаций и служб системы профилактики; лекторий правовых знаний; просмотр и обсуждение аудио видеоматериалов, мультфильмов антинаркотического содержания; клуб «Духовные родники»; экскурсии в Можайскую колонию; семинар «Горизонты» проведенный МЦ «Дети Улиц», с показом фильма о заключенных; выставка «Осторожно тюрьма», организованная Центром содействия реформе уголовного правосудия. В прошедшем учебном году осуществлялась специфическая для социально-педагогического подразделения деятельность, а именно: обсуждение проступков учеников на Совете профилактики; приглашение в школу сотрудников милиции; обследование условий проживания учеников; выезды на дом с целью контроля за посещаемостью школы; рейды с работниками детских инспекций ОВД в места фактического пребывания наших детей; участие в работе Комиссий по делам несовершеннолетних 12 районов округа. Это показано в таблице:
<Таблица 15 – проведена работа>
Работа по профилактике правонарушений осуществляется в тесном контакте с комиссиями по делам несовершеннолетних. В практике работы школы: обсуждение проступков учеников на Совете профилактики; приглашение в школу сотрудников милиции; обследование условий проживания учеников; выезды на дом с целью контроля за посещаемостью школы; рейды с работниками детских инспекций ОВД в места фактического пребывания наших детей; участие в работе Комиссий по делам несовершеннолетних 12 районов округа. В школе организована приемная инспектора по делам несовершеннолетних ОДН ОВД района Черемушки.
Отчет о работе школы по предупреждению безнадзорности и правонарушений заслушивается в плановом порядке на заседании Окружной комиссий по делам несовершеннолетних ЮЗАО.
<Таблица 16 Результаты изменения социального статуса>
Показатель параметра 1 графы таблицы остается почти на уровне, потому что прием учащиеся, состоящих на учете в КДН идет в течение года, поэтому процент практически не изменился, однако показатель 2 графы свидетельствует о росте количества обучающихся исправивших поведение в течение учебного года и снятых с учета КДН иЗП.
Социальным подразделением была проведена значительная работа по сохранению контингента, уменьшению количества прогулов, профилактики правонарушений.
<Таблица 17 – Сохранность контингента>
Данные, приведенные в таблице, показывают, что с каждым годом процент учащихся, отчисленных из школы до получения среднего образования,
снижается.
В прошедший период значительно улучшилась работа по профессиональной ориентации учащихся и самоопределению выпускников. В соответствии с программой «Жизненные планы» осуществлялась комплексная работа по профориентации с учащимися: психологическое тестирование, анкетирование, выявление желаний и возможностей, совместно с воспитателями проведены встречи с рабочими разных профессий, выездов в профессиональные колледжи, проведена тематические встречи с родителями на Семейном клубе «За чашкой чая», родительских собраниях. В работе принимали участие специалисты окружных Центров по профориентации и устройству молодежи.
Таблица демонстрирует качественные изменения работы по этому направлению.
<Таблаца 18 – Анализ устройства выпускников>

10. Работа психолого-педагогического подразделения
Работа психологической службы в прошедшем году была направлена на оказание психологической поддержки и помощи обучающимся по преодолению их проблем неуспешности в учебе и развитии, социальной адаптации, а также на повышение уровня психологической компетентности педагогов, специалистов, родителей.
Реализуются психологические программы: «Формирование у учащихся способов саморегуляции и самокоррекции», «Развитие учебных навыков и познавательной мотивации», «Формирование структуры деятельности и социально значимых моделей поведения подростков», «Профилактика алкоголизма, наркомании и компьютерной зависимости». «Экстренная психологическая помощь учащимся в случаях их неадекватного поведения во время уроков». Совершенствуется работа по программе «Жизненные планы».
Работа по направлениям:
1. Развитие учебных навыков и повышению интеллектуального уровня.
<Таблица 19 – динамика>
Отрицательная динамика по развитию учебных навыков и повышению интеллектуального уровня объясняется использованием более точного диагностического инструментария. Если в 2009-2010 учебном году диагностические замеры проводились частично опросниками, тестами, методом наблюдения, то в 2010-2011 Зарецким Ю.В. Были проведены более современные и более точные методы обследования. Фактически показатели сравнивать не совсем корректно, так как диагностический пакет довольно сильно изменился.
<Таблица 20 – Коррекция поведения>
2. Развитие навыков общения и социальной успешности
<Таблица 21 – Динамика>
Отрицательная динамика по показателю социальной успешности и навыкам общения показывает ухудшение развития данных навыков у отдельных учащихся, что связанно напрямую с ухудшением психиатрического статуса и состояния. В частности Капустин Н. и Панин И. показывают негативную динамику психиатрического статуса, что сразу отражается на навыках общения и социальной адаптации.
3. Коррекция эмоционально-волевой сферы. Развитие рефлексии и самоконтроля.
<Таблица 22 – Данамика>
Усиление положительной динамики в 2010-2011 учебном году произошло за счет более эффективной работы в рамках коррекционных программ. Отрицательная динамика объясняется «потерей» части учащихся — нежелание учащихся планомерно, последовательно заниматься по программе. После посещения 1 — 2 занятий часть учащихся отказываются заниматься.
Выводы: Совершенствуется консультативно-диагностическая, коррекционно-реабилитационная, психопрофилактическая работа психологической службы, приобретает системность работа по профессиональной ориентации учащихся. Остается актуальной работа по психологической поддержке учебно-воспитательного процесса, учителей, воспитателей, учеников и родителей;

11. Работа психолого-медико-педагогической комиссии
Общее количество обучающихся 47 человек, из них обследовано:
- вновь прибывших учащихся – 15 чел.
- учащихся группы риска – 7 чел
Проведено заседаний ПМПК:
- плановых – 4
- внеплановых – 2
Количество детей, прошедших консилиум – 22 человека.
Основные причины обращений по запросам на консилиум:
– трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, педагогическая запущенность вследствие неблагополучных социальных условий)
Проведен семинар «Особенности поведения подростков в пубертантный период» (Лектор Юхалина Н.С., Врач-психиатр, заместитель главного врача ДПБ №6)

12. Работа с семьями учащихся
Программа работы с семьями учащихся представляет собой комплексную систему и основывается на результатах инновационной деятельности в рамках прошедшей экспериментальной работы по теме: «Повышение воспитательного потенциала неблагополучной семьи». Базовым материалом в данной программе является исследовательский материал, представляющий описание специфических особенностей семей неблагополучных подростков, обучающихся в школе, разработку типологии неблагополучия этих семей и степень возможных нарушений прав несовершеннолетних их родителями.
Формы работы с родителями:
- Родительские собрания (проведено 4)
- Консультативный пункт по коррекции детско-родительских отношений (проведено 37 встреч)
- Консультации по психо-соматическому здоровью детей (проведено 35 консультаций)
- Семейный клуб «За чашкой чая» (проведено 4 встречи)
- Посещение семей с целью:
* Ознакомления с условиями проживания учеников (17 семей)
* Выявления причин пропусков учебных занятий (118 семей)
- Договор о «Социальном партнерстве между администрацией спецшколы №3 и родителями обучающихся» (подписан 44 родителями – 100%)
Выводы: Наблюдается снижение тревожности и агрессивности родителей, связанной со школой и учебным процессом, повысилась их способность и мотивация в воспитании своих детей, и к оказанию позитивной помощи школе.

13. Работа учителя-дефектолога
13.1 Работа с учащимися.
За прошедший 2010-2011 учебный год было обследовано 42 ученика. Выявлены следующие смешанные расстройства учебных навыков:
- дислексия (расстройство чтения) – 12 чел.
- дисграфия (расстройство письменной речи) — 16 чел.
- дискалькулия (расстройство арифметических навыков) – 12 чел.
- общее недоразвитие речи (незначительные аграмматизмы, бедность словарного запаса) – 8 чел.
<Таблица 23 – нарушения>
<Таблица 24 – динамика за прошедший учебный год>
Отрицательная динамика по второй графе объясняется прекращением занятий в группе дефектолога из-за перевода учеников на индивидуальную форму обучения.
Отрицательная динамика по четвертой графе отсутствием мотивации к устному счету.
Работа по взаимодействию со специалистами школы;
- обсуждение результатов работы с учителями, коррекция индивидуальных планов;
- подготовка рекомендаций по развитию мелкой моторики учеников на уроке, и проведения физкультпауз;
участие в работе педагогических советов (выступления, подготовка материалов для перевода на индивидуальную форму обучения (Капустин Н., Джекич М., Серов)
Активная работа велась в подготовке и проведению ПМПк школы с психологами школы. Подготовка заседаний, участие в консилиумах, проведение консультаций учителей и классныых воспитателей по итогам диагностического обследования вновь прибывших учащихся.
Работа врачом -психоневрологом Юхалиной Н.С. по результатам обследования вновь пришедших учащихся и по проблемам психофизического состояния отдельных учащихся. Совместно с врачом-психоневрологом Юхалиной Н. С, разработаны анкеты для оценки психофизического состояния ребенка.
Совместная работа с врачом-педиатром школы Картавенко Л. В. По выявлению соматически ослабленных учащихся. Ознакомление с данными медицинского обследования учащихся с 6 по 9 классы.
13.2 Работа с родителями.
- Проводились индивидуальных консультаций по теме: “Психологические особенности усвоения знаний в младшем подростковом возрасте (6-7 класс)
- Участие в разработке программ и проведении встреч родителей в Семейном клубе «За чашкой чая».

14. Медицинская деятельность. Работа Центра содействия укреплению здоровья обучающихся
<Таблица 25 – распределение детей по группам здоровья>
Отсутствие первой группы здоровья у учащихся связано с ежегодной углубленной диспансеризацией проводимой силами врачей поликлиник №69 и №63 и психдиспансера, в комиссии присутствовали: невропатолог, ортопед, окулист, гинеколог, эндокринолог, хирург, уролог, стоматолог, ЛОР, психиатр; Исполльзовались методы функциональной диагностики: УЗИ органов брюшной полости, УЗИ почек, ЭКГ, ЭХО-КГ, анализ крови, анализ мочи.
<Таблица 26 – Анализ детей 2 группы здоровья>
<Таблица 27 – Анализ детей 3 группа здоровья>
Хроническими заболеваниями (3 группа здоровья) страдают (25%) учащихся
Среди их заболеваний лидирует ожирение- 3 чел. По наблюдению врачей это связано с генетической предрасположенностью.
Выводы. Переход из второй в третью группу здоровья-3 человека, переход из третьей группы во вторую 1 чел.
По итогам диспансеризации были проведены мероприятия с родителями. Обо всех изменениях в здоровье каждому родителю было сообщено письменно с указанием к какому специалисту надо обратиться и какие методы исследования провести дополнительно.
<Таблица 28 – Анализ острой заболеваемости>
Выводы. Отмечается снижение числа заболеваний и количества проущенных по болезни дней на одного человека, что может быть связано с улучшением качества и количества проводимой профилактической санитарно-просветительской работой коллектива.
Анализ обращаемости учеников в медицинский кабинет школы.
Всего за период 2011-2011 уч. г. было – 613 обращений ( в 2009-2010 уч.г.- 720)
На первом месте стоят жалобы на головную боль, что объясняется наличием почти у каждого ребенка в анамнезе родовых травм, частыми травмами головы. На втором месте- жалобы на боли в животе. Это напрямую связано с неправильным питанием детей вне школы ( сухомятка, сладкая газвода и т. д.). Отмечается значителдьное снижение обращаемости по РВИ, что связывается с проведенной хорошо вакцинацией против гриппа.
<Таблаца 29 – Антропометрия (вес, рост)>
<Таблица 30 – Выявление группы риска по табакокурению, употреблению алкоголя и ПАВ, в целом 48 человек>
Проведение индивидуальных консультаций учащихся по их личной инициативе, по рекомендации воспитателей, социальных педагогов, медицинских работников школы.
Привлечение учащихся группы риска к наблюдению и обследованию в НД №12 с целью профилактики развития наркологических заболеваний. На проф. наблюдении у школьного нарколога в состояло 14 учащихся школы. На стационарное лечение в НД№12 было направлено четыре человека. Проведены беседы с родителями детей, состоящих на проф. наблюдении в НД№12 с целью коррекции внутри семейных отношений и контроля за выполнением медицинских рекомендаций.
Организация и проведение санитарно-просветительской работы с целью формирования навыков здорового образа жизни у учащихся с установкой на трезвость и отказ от употребления ПАВ. С этой целью на каждую четверть составлен план групповых занятий-тренингов по профилактике различных видов зависимостей. четверти была разработана и проведена расширенная программа по обеспечению первичной профилактики ранней алкоголизации, выявлению группы риска по злоупотреблению алкоголя, для учащихся 9 классов цикл групповых занятий (4), тестирование учащихся, кино показ с обсуждением.
В течение учебного года в школе проведено:
- 112 индивидуальных консультаций с учащимися школы;
- 14 индивидуальных бесед с родителями учащихся.
<Таблица 31 – Количество уроков направленных на здоровьесбережение и здоровьеформирование в рамках учебного процесса (уроки ОБЖ, физкультуры и ритмики)>
Выводы:
С годами улучшилается медицинское обслуживание учащихся и сотрудников, стали активно развиваться здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, расширились формы работы по развитию навыков здорового образа жизни. Этому способствовали наличие в школе медицинского персонала, лицензии на медицинскую деятельность, хорошее оснащение медицинских кабинетов

15. Экспериментальная работа
В соответствии с Приказом ДО г. Москвы № 1090 от 16.06.2010 г. школа в составе сетевой ГЭП (головная организациия — МИОО, научный руководитель — Нечаева С.Л. к.пед.н.) осуществляла экспериментальную деятельность. Участниками экспериментальной площадки спецшколы разрабатывалась модель индивидуального психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с проблемами в поведении и социализации в системе предпрофильного и профильного образования.
В экспериментальной работе принимали участие 14 педагогов и специалистов, а также группа учеников трех классов в составе 21 чел. Результатом инновационных мероприятий, проведенных с учащимися экспериментальных классов является то, что количество их проблем неуспешности снизилось на 31%, получена положительная, в целом, динамика их уровня обученности, воспитанности и социальной компетентности.
Результаты первого года эксперимента и полученные в рамках проекта конечные продукты:
- Создана проективная модель реабилитационного пространства школы.
- Описаны технологические условия и подходы к внедрению проективной модели индивидуального сопровождения обучающихся с проблемами школьной и социальной дезадаптации: технологии диагностирования прблем неуспешности обучающихся, планирования коррекционно-реабилитационной работы с учащимися и анализа работы.
- Разработан комплект диагностических материалов по исследованию проблем неуспешности подростков, поступающих на учебу в спецшколу.
- Разработана программа комплексной работы с учащимися по их самоопределению, профессиональной ориентации «Жизненные планы».
- Разработаны рекомендации по взаимодействию специалистов в процессе сопровождения предпрофильного и профильного обучения детей данной категории.
- Создана программа работы Семейного психологического клуба.
Подготовлены статьи в научно-методический сборник «Из опыта работы спецшколы №3 с трудновоспитуемыми детьми и подростками»
По материалам экспериментальной работы 2010-2011уч.г. проведены конференции «Педагогическая реабилитация и воспитание трудных подростков в условиях специальных общеобразовательных школ». Проведение научно-практической конференции с целью передачи опыта работы в спецшколе №3 по теме: «Педагогическая реабилитация и воспитание трудных подростков в условиях специальных общеобразовательных школ». Участие в Городских научно-практических конференциях по обмену опыту экспериментальной работы в спецшколах №7 и №9. В конференциях принимали участие специалисты школы с выступлениями по темам:
- «Формирование реабилитационного пространства в школе». (Куликова Н.Ю, директор школы);
- «Кураторство как новая форма взаимодействия социального педагога с классным воспитателем». (Стрижкова Л.И., зам. директора по соцзашите);
- «Педагогическая реабилитация и воспитание трудных подростков в условиях специальных общеобразовательных школ».(Еремина Л.Б., учитель математики)
- «Туризм, как эффективная форма воспитания трудных подростков». (Кунаев М.Г.,учитель биологии и химии)
- «Совместная психологическая работа с ребенком и его родителями как способ коррекции семейных взаимоотношений и поведения подростка».(Кунаева А.М., педагог-психолог)
- «Воспитательная система школы».(Пронина Р.В., зам. директора по ВР);
- «Родительский клуб, как форма повышения педагогической компетентности родителей».(Минеева О.А., педагог-психолог)
«Особенности психического развития подростков с девиантным поведением, влияющие на эффективность усвоения учебного материала».( Зарецкий Ю.В., педагог-психолог).

16. Цели, задачи, приоритетные направления.
Целью работы спецшколы является обеспечение эффективного функционирования школы и ее развития в соответствии с программой развития «Спецшкола – шанс для юных москвичей обрести новые ценности»
Приоритетным направлением работы спецшколы в новом учебном году станет построение образовательно-реабилитационной среды как целостной системы, способствующей успешной социализации воспитанника спецшколы и его жизненному и профессиональному самоопределению.
Для реализации приоритетной цели определены задачи на новый 2011-2012 учебный год:
16.1. Подготовить образовательное учреждение к переходу на новую систему финансирования и оплаты труда, для чего:
- Разработать соответствующие нормативно- правовые акты, Внести соответствующие изменения в Устав школы;
- Ознакомить сотрудников с Законом ФЗ №83;
- Создать Управляющий совет школы;
- Активизировать работу, родительского комитета, ученического совета школы;
- Повысить роль профсоюзного комитета школы в новых условиях перехода на новую систему финансирования и оплаты труда.
- Совершенствование нормативной и материально-технической базы.
- Расширить базу технологического образования: создать и оснастить мастерские.
- Расширить систему социального партнерства, использование возможностей ресурсов внешнего социума. Создание условий для партнерского участия в образовательном процессе их представителей.
16.2. Создавать оптимальные условия для повышения качества образовательного процесса, для чего:
- Повысить уровень внутришкольного контроля за учебно-воспитательным процессом;
- Разработать и ввести практику протокол междисциплинарного взаимодействия специалистов, учителей, воспитателей, родителей в работе по индивидуальному психолого-педагогическому, медико-социальному сопровождению обучающихся;
- Продолжить целенаправленную работу учителей со слабоуспевающими учащимися через индивидуальный подход на уроках, дополнительные занятия, консультации.
- Обратить внимание на развитие творческих способностей учащихся через активные формы работы с ними.
- Активизировать работу по проектной деятельности с учащимися.
- Обеспечивать эффективную работу классных воспитателей, подразделения внеучебной работы по реабилитации, развитию и социализации обучающихся в процессе гражданско-патриотического, духовно-нравственного, правового, спортивно-оздоровительного, художественно-эстетического, трудового воспитания и дополнительного образования;
- Совершенствовать материально-техническую базу учебно-воспитательного процесса.
16.3. Проводить работу по модификации учебно-воспитательных планов с учетом особенностей психофизического и социального статуса обучающихся, для чего:
- Проводить диагностику проблем социальной, учебной, психологической неуспешности обучающихся;
- Создавать индивидуальные траектории обучения, воспитания, развития учащихся с проблемами в поведении и социализации;
- Отслеживать результаты работы используя разные измерители, в том числе мониторинг
начать внедрение в практику работы спецшколы апробированных и прошедших экспертизу инновационных программ и технологий обучения, реабилитации, социализации трудных детей и подростков.
- Активизировать работу методической службы школы, мотивировать педагогов к творческой, инновационной деятельности. Работать над единой методической темой: «Развитие профессиональной компетентности педагогов как ресурс инновационной деятельности образовательного учреждения».
- Разработать проективную моделль реабилитационного пространства школы, начать апробирование механизмов. встраивания в образовательную среду компонента реабилитационной педагогики.
- Обеспечить эффективность работы по профилактике правонарушений, безнадзорности, употребления алкогольных напитков, других психоактивных веществ за счет оптимизации социально- педагогических методов работы и активного включения в эту работу всех подразделений. Создание комплекс сопровождения и реабилитации детей в условиях проживания их в неблагополучных и педагогически несостоятельных семьях.
- Совершенствовать формы работы по профессиональной ориентации учащихся, добиваться качественного взаимодействия с колледжами, специализированными профориентационными центрами, Центрами по трудоустройству молодежи и профориентации.
- Обеспечивать работу по повышению роли родителей в воспитании детей, продолжить работу консультационного пункта для родителей, групповые и индивидуальные занятия с родителями по коррекции их взаимоотношений с детьми, а также Семейного клуба «За чашкой чая».
- Проводить работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся и сотрудников, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологии в соответствии с Программой Центра содействия укреплению здоровья обучающихся.
- Продолжить работу по психологическим программам, поиску их оптимальных форм, методов, технологий в условиях работы с педагогически запущенными детьми и подростками.. Создавать творческие группы совместной работы с другими специалистами, обеспечивать плановую работу школьной ПМПК. Наладить работу по информированию детей, классных воспитателей, педагогов, родителей о психологических программах и их значимости для личностного роста детей и подростков с целью повышения мотивации на психологические услуги.

17. Результатом выполнения поставленных на 2011-2012 учебный год задач должно стать:
- Построение образовательно-реабилитационной среды, как целостной системы, способствующей успешной реабилитации и социализации воспитанника спецшколы.
- Совершенствование взаимодействия всех функциональных структур;
- Создание комплексной системы реабилитационных мероприятий, работы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
- Совершенствование модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с проблемами в поведении и социализации;
- Создание бесконфликтной среды жизнедеятельности участников образовательного процесса.